Вчера ходили на премьеру оперы Дмитрия Смольского "Седая легенда". Сюжет и либретто Владимира Короткевича. Исполнялась, конечно, на белорусском языке. Впечатление осталось приятное. Интересная музыка, которую можно слушать и даже запомнить (нечасто случается такое в современной музыке), динамичное действие, оправданные декорации и прекрасно исполненная ария Кизгайлы (Станислав Трифонов). К сожалению, у остальных героев слова было очень трудно разобрать, певицы брали силой голоса, а не тонкостью исполнения, тенор (главный герой - Роман (Сергей Франковский)) как почти всегда в нашем театре - ужасен (я не люблю тенор-козлетон). Костюмы можно охарактеризовать одним словом - приблизительно. Символическая шляхта и такие же символические крестьяне, т.к. белые рубахи и сорочки могли оказаться практически в любое время в любой части земного шара. Такое несоответствие можно объяснить только стремлением усилить противопоставление этих образных сфер, или экономией на историческом консультанте. И, если говорить о историческом аспекте, то, не знакомому с повестью человеку очень сложно понять, в чем собственно проблема. Какого лешего Роман возглавляет восстание крестьян, если его целью является банальное похищение крепостной Кизгайлы Ирины? Не стоит из-за этого огород городить. В повести этот странный конфликт естественно объяснен весьма подробно. Дело ведь не в том, кто кого любит, а в борьбе приверженцев унии и православия. Как говориться, тема не раскрыта. Конечно, оперный жанр достаточно условный, но существует достаточно примеров удачного соединения серьёзного содержания, многоплановости драматургии и яркости образных характерстик. Но. Слушать приятно, а в опере это главное.